Очень важный элемент, который помогает удачно зафиксировать тот или иной сюжет, — это кадр, его величина и форма.

Наши глаза воспринимают окружающую действительность под углом зрения, близким 180 по горизонтали. Однако четко и точно регистрируется только та часть видимого объекта, которая изображена на сетчатке в месте так называемого желтого пятна, где сосредоточено самое большое число глазных нервов. Угол изображения здесь будет всего лишь несколько градусов. Воспринимаем мы, следовательно, окружающую действительность, с одной стороны, но всей ширине угла зрения, а с другой, резко и четко только те детали, которые пробудили наше внимание независимо от того, удалены ли они или очень близки.

Фотоаппарат «воспринимает» совершенно иначе. Его объектив (угол зрения у большинства объективов в среднем 50—60) не имеет желтого пятна, которое бы сделало акцент и подчеркнуло сюжет. Фотоаппарат схватывает все совершенно одинаково, уравнивая важное и неваленое.

По этой причине часто приходится разочаровываться, увидев готовый снимок. При выборе сюжета (на матовом стекле или в видоискателе) мы не воспринимали видимый в фотоаппарате кадр как общую плоскость, а благодаря интересу к определенной детали сосредоточили свое внимание лишь на этой частности. Сюжет нам показался в видоискателе (или на матовом стекле) совершенно четким и наглядным, вызвал интерес и наш нормальный способ восприятия с помощью желтого пятна.

Как только по истечении некоторого промежутка времени мы увидим тот же кадр на плоской фотографии (которая сама по себе, в силу своих малых размеров, занимает все поле зрения, т. е. вся попала в область «желтого пятна»), то воспримем снимок как одно целое. Сюжет здесь потерялся из-за того, что снимок полон лишнего, нечеткого, и под грудой этого балласта сюжет оказался нечетким, ненаглядным, плохим.

Итак, мы должны при фотографировании считаться с описанным явлением, помнить о нем и рассматривать сюжет в видоискателе или на матовом стекле как одно целое.